воскресенье, 22 мая 2016 г.

ВС РФ признала за залогодержателем право на вычет НДС в отношении «банкротного» имущества

4 апреля коллегией суда по экономическим спорам Верховного Суда РФ был рассмотрен вопрос о том, вправе ли плательщик налогов получить вычет НДС со стоимости имущества, являющегося залоговым имуществом.

Дело рассмотрено в адрес плательщика налогов. (Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2016 № 308-КГ15-16486 по делу № А53-23032/2014 )
Фабула дела: между плательщиком налогов (цессионарий) и банком (цедент) в 2012 г. были заключены контракты уступки прав (притязаний) к должникам, проистекающих из контрактов о предоставлении кредита, заключенных между цедентом и должниками. К плательщику налогов кроме того перешли права по контрактам ипотеки, осуждённым между банком (цедентом) и ООО, и вдобавок ОАО в обеспечение выполнения обязанностей должников по контрактам о предоставлении кредита. В рамках дел о банкротстве ООО и ОАО были признаны несостоявшимися повторные торги по реализации заложенного недвижимого имущества. Плательщик налогов, являясь залогодержателем этого имущества и залоговым заимодавцем ООО и ОАО, сообщив об оставлении залогового имущества за собой, по передаточным актам- заложенного недвижимого имущества (от 05.03.2013 и от 01.04.2013) получил движимое и недвижимое имущество. Наряду с этим плательщик налогов исполнил притязания п. п. 2 и 4.1 ст. 138 закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и перечислил соответствующуюсумм финансовых средств, составляющую цена имущества (включая НДС) на особые банковские счета ООО и ОАО. Сумму НДС со стоимости имущества, являющегося залоговым имуществом, плательщик налогов (залогодержатель) предоставил к вычету, что и явилось основанием для налоговых доначислений.
арб суды трех инстанций отказали плательщику налогов в удовлетворении требований предъявленных заявителем, отметив, что спорные операции не образуют предмет обложения НДС, потому, что целью передачи имущества плательщику налогов являлось погашение долговых обязанностей ООО и ОАО по контрактам о предоставлении кредита.
Но СКЭС ВС РФ аннулировала решения нижестоящих судов и удовлетворила кассацию плательщика налогов, отметив, что в пересматриваемой ситуации было оставление за залогодержателем (плательщиком налогов) в режиме, установленном положениями ст. 138 Закона о банкротстве, нереализованного залогового имущества (имущества), другими словами передача залогодателем собственности на предмет залога залогодержателю в связи с невыполнением заемщиками гарантированных залогом обязанностей.
Такая передача собственности на предмет залога в счет погашения притязаний залогового заимодавца согласно с п. 1 ст. 39 и подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается реализацией для целей исчисления НДС, в связи с чем передающая сторона должна исчислить НДС с реализации, а получающая – вправе принять налог к вычету.
Наряду с этим НК РФ не предполагал освобождение от налогообложения указанных операций в пересматриваемый налоговый срок. Изменения в статью 146 НК РФ занесены законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О введении изменений в часть вторую НК РФ и обособленные законы РФ» и с 01.01.2015 пункт 2 ст. 146 НК РФ дополнен подп.15, соответственно которому не будут считаться предметом налогообложения операции по реализации имущества и (либо) имущественных прав должников, признанных в правовом поле РФ несостоятельными (банкротами).
Так, в проверяемый налоговый срок (2013 год) плательщик налогов обладал правом на вычет НДС.


Смотрите дополнительно нужную статью по вопросу государственная пошлина за изготовление копии устава. Это возможно будет небезынтересно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий